Пояснительная записка
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества. Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную человека» составляет сущность воспитательного процесса. Особое звучание сегодня приобретает проблема воспитания доброй и толерантной личности. В сложившейся ситуации назрела необходимость составления программы «В мире добра».
М. Пришвин говорил, что доброта - это солнце, которое согревает душу человека. «Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни – от человека». В современном жестоком мире счастливая жизнь невозможна без человеческой доброты, а доброту надо воспитывать в детских сердцах с раннего возраста.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Цель программы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности, и ее духовного развития.
Задачи:
- Развивать умение общаться и сотрудничать.
- Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
- Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
- Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
- Развивать эмоциональную и волевую сферы.
Воспитательная работа в начальных классах построена по принципу концентричности: по тематическим периодам ученикам предлагаются мероприятия и виды работ от простых (1 класс) к более сложным по содержанию, выполнению во 2-м, 3-м, 4-м классах.
Основу воспитательной системы начальных классов определяют следующие принципы:
- гуманистическое воспитание;
- личностно-ориентированный подход;
- принцип коллективизма;
- доступность;
- научность.
Вся воспитательная работа в начальной школе проводится по общешкольному воспитательному плану. В течение учебного года воспитательная работа может корректироваться с учетом школьных, районных, областных мероприятий и рекомендаций Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и молодежной политики Воронежской области, отдела образования БГО.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
1 класс
- успешная адаптация к школьной жизни;
- эмоциональная устойчивость обучающихся;
- создание предпосылок для формирования классного коллектива;
- активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 класс
- устойчивые положительные результаты обучения;
- активное участие детей в жизни класса, школы, района;
- негативное отношение к вредным привычкам;
- создание органов классного самоуправления.
3 класс
- проявление интеллектуальных способностей на уровне района, области;
- знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей села;
- умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
- ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 класс
- овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
- готовность к самоопределению в социуме.
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
- обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
- мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Сроки реализации программы: 2017 – 2021г.г.
-
- Подготовительный (май 2017г. – август 2017 г.).
Разработка и экспертиза программы развития. Определение приоритетных направлений развития на каждый учебный год. Теоретическое изучение и осмысление проблем программы.
-
- Практический (сентябрь 2017 г. – август 2020 г.).
Реализация основных задач программы через различные формы деятельности участников образовательного процесса.
-
- Заключительный (сентябрь 2020 г. – май 2021г.).
Экспертиза реализации программы развития. Определение основных проблем и путей их преодоления на новый период развития.
Содержание программы (Основные программные мероприятия)
1 класс "Мой дом - моя крепость"
|
направления
|
Воспитательные задачи
|
Основные мероприятия
|
формы проведения
|
Массовые внеклассные мероприятия
|
- формировать понимание значимости здорового образа жизни;
- создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности.
- мотивировать на посещение спортивных кружков и секций
|
Уроки мужества
Участие в выставке поделок из природного материала
Участие в Международном часе духовности «Голубь мира»
Участие в осеннем утреннике «До свидания, Осень!»
Участие в школьных мероприятиях (линейка, посвящённая «Дню знаний», «Посвящение в первоклассники», «День учителя», новогодний утренник, «Широкая Масленица», «Весенняя капель», «Последний звонок (для учащихся 9-х классов)», акция «Незабудка», марафон «Мы же люди…»)
Участие в программе к 23 февраля
Участие в программе
к 8 марта
Участие в спортивных соревнованиях, Дне здоровья
Час здоровья «В гостях у доктора Кроша»(встреча с сотрудниками стоматологической поликлиники»
|
конкурс поделок
беседа о режиме дня
знакомство со спортивными секциями и кружками в школе
спортивные праздники на природе
|
Гражданско-патриотическое
|
- формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего.
|
Беседа «Кто мы есть»
Классный час «Внимание – дорога» (встреча с начальником Зонального центра по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Лаборатория безопасности»)
Классный час «День Матери», с участием мам («Угадай мелодию»)
Классный час
«Дом, который построим мы»
Классный час «Символика России», участие в школьном этапе конкурса «Символы России»)
Классный час
«Мы помним и гордимся…» (посвящённый 9 мая)
Участие в Региональном конкурсе «Героям бессмертного полка посвящается…»
Участие во Всероссийском литературном конкурсе «Герои Великой победы»
|
экскурсия
беседа
выставка рисунков
классный час
встреча с интересными людьми
изготовление поздравительных открыток
написание стихов на военную тематику
|
|